Разработка проекта ПДВ для строящихся (реконструируемых) объектов

27 июля текущего года фактически упразднен упрощенный порядок получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – разрешение на выброс) на период строительства (реконструкции).

В соответствии с п. 8 Положения:

— разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Как усматривается из процитированной нормы, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности обеспечивается хозяйствующим субъектом на основе проектной документации. Однако указанное положение теперь отнюдь не означает, что проект нормативов ПДВ в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов не разрабатывается.

Согласно п. 9_2 Положения: к заявлению [об установлении нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов] прилагаются следующие материалы: а) данные инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности либо данные проектной документации – в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности; б) проект предельно допустимых выбросов.

В настоящее время законодательство не содержит каких-либо положений:

1) устанавливающих особый (специальный) порядок разработки проекта ПДВ в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов (за исключением положений, устанавливающих необходимость использования данных проектной документации при разработке предельно допустимых и временно согласованных выбросов в отношении данных объектов);

2) исключающих необходимость представления проекта нормативов ПДВ для установления нормативов ПДВ и ВСВ в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов. В связи с указанным при установлении нормативов ПДВ и ВСВ необходимости разработки проекта ПДВ теперь не избежать в силу прямого указания в Положении, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183.

Остается не менее важный вопрос. Требуется ли оформление санитарно-эпидемиологического заключения на проект нормативов ПДВ для установления нормативов ПДВ и ВСВ в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов? И на этот вопрос Положения содержит однозначный ответ.

В соответствии с п. 9_1 Положение:

— для установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности заявление об установлении нормативов предельно допустимых выбросов, содержащее [в том числе] следующие сведения: наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам. Необходимо понимать, что заявление, представляемое для нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, должно содержать указанные сведения вне зависимости от того, в отношении какого объекта устанавливаются нормативы ПДВ и (или) ВСВ.

При этом в соответствии с п. 9_6 Положения: основаниями для отказа в установлении нормативов предельно допустимых выбросов являются предоставление неполной, недостоверной или искаженной информации, а также [в том числе] несоответствие данных, используемых при разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов, данным проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) или данным инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности), в том числе указание неполного перечня выбрасываемых вредных (загрязняющих) веществ.

Также в соответствии с подп. «а» п. 9_7 Положения основанием для отказа в установлении временно согласованных выбросов является, в том числе: предоставление для установления временно согласованных выбросов неполной, недостоверной или искаженной информации.

Таким образом, для установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности необходимо представить в территориальный орган Росприроднадзора, в том числе:

1) сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам;

2) проект нормативов предельно допустимых выбросов;

3) данные проектной документации, использованные хозяйствующим субъектом при разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов.

При этом Положение, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 183, обладает большей юридической силой по сравнению с «Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов», утв. Приказом Минприроды России от 29.09.2015 г. № 414.

Следует обратить внимание на то, что условием установления нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) [в том числе в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности] является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предельно допустимых выбросов санитарным правилам. Отсутствие каких-либо из указанных сведений в составе представляемых хозяйствующим субъектом в территориальный орган Росприроднадзора материалов является основанием для отказа в установлении нормативов предельно допустимых выбросов, временно согласованных выбросов.

С 27 июля 2017 г. единственным отличием порядка разработки нормативов ПДВ и ВСВ для действующих объектов от порядка разработки нормативов ПДВ и ВСВ строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов являются особенности использования исходных данных для разработки проекта. В первом случае используются данные инвентаризации выбросов. Во втором (в силу объективного отсутствия данных инвентаризации выбросов) – данные проектной документации.

Информация по теме