Отходы -как объект права собственности и ведения отчетности

В соответствии с п. 3.2.7 ГОСТ Р 56224-2014 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, относящиеся к менеджменту, утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 г. № 1557-ст:
лицо, ответственное за образование отходов (producer) – лицо, чья деятельность приводит к первичному образованию отходов и (или) лицо, которое осуществляет предварительную обработку, смешивание или другие операции, в результате которых изменяются характеристики, в том числе состав этих отходов.
 
К сожалению, определение понятия «лицо, ответственное за образование отходов» (приведенное в ГОСТ Р 56224-2014) не дает ответа на вопрос о распределении обязанностей, предусмотренных законодательством в отношении образования отходов, а также деятельности в области обращения с отходами.

Помнится, в предшествующие годы было принято связывать обязанности по образованию отходов и по обращению с отходами исключительно с собственником отходов.
То есть считалось достаточным определить собственника отходов, для того чтобы понять, кто будет «держать ответ» за отходы.
 
Не раз подобные акценты в былые годы можно было услышать в выступлениях представителей Управления государственного экологического надзора Росприроднадзора; специалистов – юристов в области экологического права.
Более того, даже и в наши дни отдельные заслуженные юристы от экологического права «не перестроились» и снабжают информационное поле впрысками информации о том, что главное в определении субъекта отношений по образованию и обращению с отходами – правильно определить собственника отходов; а всё остальное, мол, приложится.
Что ж, как говорится, у каждого свой срок для постижения истины.

Сегодня мы определим, какие из обязанностей в рамках деятельности, связанной с отходами, к кому применимы.
 Выделим для этих целей 3 категории лиц:

  • лица, в процессе деятельности которых образуются отходы (не важно, являются или не являются данные лица собственниками образуемых отходов);
  • собственники отходов, образованных в процессе деятельности иных лиц (т.е. такие собственники отходов, которые их (отходы) не образовывали);
  • лица, осуществляющие накопление отходов и (или) иные виды обращения с отходами. 

Прежде чем мы приступим к обзору правовых норм, определяющих, на какую категорию лиц применительно к отходам возлагаются основные природоохранные обязанности, вспомним 2 определения понятий из ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом;
обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
 То есть следует разграничивать процесс образования отходов и (отдельно) деятельность по обращению с отходами.
Причём деятельность по обращению с отходами не включает в себя процесс образования отходов.
Если организация образует отходы – это ещё не обращение с отходами.
Вот если организация отходы накапливает – это уже обращение с отходами.

Обобщим:
 
1) «Несение» бремени содержания отходов.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ:
собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом не важно, участвует или не участвует собственник отходов в деятельности по их образованию и (или) в деятельности по обращению с отходами.
 2) Разработка проекта НООЛР и установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с п. 2 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
 Согласно п. 7 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50:
индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:
а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение <…>;
б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение <…>.
3) Отнесение отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности.
Согласно п. 1 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4) Разработка и утверждение паспортов на отходы I — IV классов опасности.
В соответствии с п. 4 Правил проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712:
паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности.
5) Ведение учета в области обращения с отходами производства и потребления.
На основании п. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
 Согласно п. 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721:
учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
6) Внесение платы за НВОС при размещении не-ТКО.
В соответствии с п. 4 ст. 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
7) Внесение платы за НВОС при размещении ТКО.
Согласно п. 5 ст. 23 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
8) Представление статистической отчетности 2-ТП (отходы).
В соответствии с п. 2 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
9) Лицензирование деятельности в области обращения с отходами.
На основании подп. 30 п. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:
лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.