Охрана труда на малых предприятиях

Предприятия малого, микро-бизнеса очень часто сталкиваются с нарушениями в области ОТ, а также травматизмом чуть ли не в большем уровне, чем предприятия среднего и крупного бизнеса.

Это связано с тем, что вопросам ОТ на таких предприятиях уделяется недостаточно внимания, работники часто получают травмы на подобных предприятиях.

Так, в частности, сложилась практика, что:

— офисы малых предприятий не соответствуют по площади (они малы) установленным нормам;

— в работах используют старое или испорченное оборудование;

— условия работ не соответствуют санитарным и гигиеническим нормативам;

— работники не обеспечиваются СИЗ и спецодеждой;

— не проводится обучение нормам ОТ при проведении работ;

— не ведутся журналы, не составляются инструкции, отсутствуют положения по ОТ, так как руководители и ответственные не владеют вопросами ОТ;

Все указанные нарушения возникают, вследствие недостаточности финансирования и стимулирования работников для соблюдения требуемых норм по охране труда на предприятии.

В Трудовом кодексе указано (ст. 217 ТК РФ), что в организациях численностью свыше 50 человек создавать службу по охране труда следует обязательно.

Если в организации такой службы нет, то допустимо исполнять обязанности по соблюдению и контролю норм охраны труда придется руководителю организации или иному сотруднику, назначенному по приказу и обученному по соответствующей программе. Допускается также привлекать специализированную организацию по договору на оказание услуг по охране труда (ст. 702 ГК РФ).

Последовательность действии по организации деятельности по охране труда в малых организациях.

  1. Руководитель должен ознакомиться с нормативной базой по ОТ (ст. 22, 212 ТК РФ)
  2. Назначение ответственных по вопросам ОТ или заключение договора со специализированной организацией на оказание услуг по ведению ОТ (например, с ОЛФОЭКО)
  3. Обучить ответственных в специализированных организациях вопросам охраны труда (например, в ОЛФОЭКО). Следует помнить, что специалисты по ОТ обучаются за счет средств ФСС (ст. 17-ФЗ № 125), то есть деньги на обучение можно вернуть из ФСС.
  4. Составить приказы и инструкции на должностных лиц, которые назначаются ответственными по охране труда, электрохозяйство, пожарную безопасности, безопасное использование объектов повышенной опасности (лифты, эскалаторы, грузоподъемные механизмы, сосуды под давлением, паровые и водогрейные котлы, газовое хозяйство и т.д.)
  5. Разработать и утвердить Положение по охране труда в организации
  6. Закупить и оформить все журналы учета, регистрации по вопросам охраны труда и назначить ответственных за их ведение
  7. Разработать и утвердить программы инструктажей
  8. Создать и утвердить комиссию по проверке знаний по ОТ для сотрудников
  9. Определить контингент работников для проведения медосмотров (предварительных, периодических)
  10. Включить в трудовой договор с работником требования о охране труда
  11. Обеспечить разработку и реализацию норм и требований по обеспечению СИЗ работников
  12. Разработать и утвердить Положение по ППК (сан. правил)
  13. Ежегодно составлять планы работ службы охраны труда
  14. Провести спецоценку условий труда (СОУТ)

Основными настольными книгами специалиста по охране труда будут «рекомендации по организации работы службы ОТ», № 14 от 08 февраля 2000 г., «Рекомендации по планированию мероприятий по ОТ», № 11 от 27 февраля 1995 года.

ОЛФОЭКО оказывает услуги по обеспечению соблюдения норм и правил по охране труда в деятельности малых, микро-предприятий. Для заказа услуги нужно направить запрос на почту info@all4eco.ru. Также Вы можете заказать услуги по обучению сотрудников организации по охране труда