Охрана труда на малых предприятиях
Предприятия малого, микро-бизнеса очень часто сталкиваются с нарушениями в области ОТ, а также травматизмом чуть ли не в большем уровне, чем предприятия среднего и крупного бизнеса.
Это связано с тем, что вопросам ОТ на таких предприятиях уделяется недостаточно внимания, работники часто получают травмы на подобных предприятиях.
Так, в частности, сложилась практика, что:
— офисы малых предприятий не соответствуют по площади (они малы) установленным нормам;
— в работах используют старое или испорченное оборудование;
— условия работ не соответствуют санитарным и гигиеническим нормативам;
— работники не обеспечиваются СИЗ и спецодеждой;
— не проводится обучение нормам ОТ при проведении работ;
— не ведутся журналы, не составляются инструкции, отсутствуют положения по ОТ, так как руководители и ответственные не владеют вопросами ОТ;
Все указанные нарушения возникают, вследствие недостаточности финансирования и стимулирования работников для соблюдения требуемых норм по охране труда на предприятии.
В Трудовом кодексе указано (ст. 217 ТК РФ), что в организациях численностью свыше 50 человек создавать службу по охране труда следует обязательно.
Если в организации такой службы нет, то допустимо исполнять обязанности по соблюдению и контролю норм охраны труда придется руководителю организации или иному сотруднику, назначенному по приказу и обученному по соответствующей программе. Допускается также привлекать специализированную организацию по договору на оказание услуг по охране труда (ст. 702 ГК РФ).
Последовательность действии по организации деятельности по охране труда в малых организациях.
- Руководитель должен ознакомиться с нормативной базой по ОТ (ст. 22, 212 ТК РФ)
- Назначение ответственных по вопросам ОТ или заключение договора со специализированной организацией на оказание услуг по ведению ОТ (например, с ОЛФОЭКО)
- Обучить ответственных в специализированных организациях вопросам охраны труда (например, в ОЛФОЭКО). Следует помнить, что специалисты по ОТ обучаются за счет средств ФСС (ст. 17-ФЗ № 125), то есть деньги на обучение можно вернуть из ФСС.
- Составить приказы и инструкции на должностных лиц, которые назначаются ответственными по охране труда, электрохозяйство, пожарную безопасности, безопасное использование объектов повышенной опасности (лифты, эскалаторы, грузоподъемные механизмы, сосуды под давлением, паровые и водогрейные котлы, газовое хозяйство и т.д.)
- Разработать и утвердить Положение по охране труда в организации
- Закупить и оформить все журналы учета, регистрации по вопросам охраны труда и назначить ответственных за их ведение
- Разработать и утвердить программы инструктажей
- Создать и утвердить комиссию по проверке знаний по ОТ для сотрудников
- Определить контингент работников для проведения медосмотров (предварительных, периодических)
- Включить в трудовой договор с работником требования о охране труда
- Обеспечить разработку и реализацию норм и требований по обеспечению СИЗ работников
- Разработать и утвердить Положение по ППК (сан. правил)
- Ежегодно составлять планы работ службы охраны труда
- Провести спецоценку условий труда (СОУТ)
Основными настольными книгами специалиста по охране труда будут «рекомендации по организации работы службы ОТ», № 14 от 08 февраля 2000 г., «Рекомендации по планированию мероприятий по ОТ», № 11 от 27 февраля 1995 года.
ОЛФОЭКО оказывает услуги по обеспечению соблюдения норм и правил по охране труда в деятельности малых, микро-предприятий. Для заказа услуги нужно направить запрос на почту info@all4eco.ru. Также Вы можете заказать услуги по обучению сотрудников организации по охране труда.