Как отчитываются объекты IV категории

С 2019 года внесены изменения в экологическое законодательство, новые правила отчетности для объектов 4-й категории  ЗДЕСЬ

В настоящее время для объектов IV категории НВОС в части нормирования оказания воздействия на окружающую среду и необходимости оформления разрешительной экологической документации законодательством РФ не предусматривается каких-либо привилегий.
 Таким образом, вне зависимости от категории, присвоенной объекту, оказывающему НВОС, в настоящее время лица, эксплуатирующие соответствующие объекты (в том числе объекты IV категории), обязаны:
1) разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, получать документ об утверждении НООЛР (разумеется, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства);
2) разрабатывать нормативы предельно допустимых выбросов, обеспечивать их утверждение, получать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
3) разрабатывать нормативы допустимых сбросов, обеспечивать их утверждение, получать разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект.
 
Ответ на вопрос: освобождены ли хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, оказывающие НВОС, IV категории от обязанности представлять экологическую отчетность? – нет, порядок сейчас одинаков для всех видов экологической отчетности.
 
Указанное в равной мере касается следующей экологической отчетности:
1) статистическая отчетность (по формам №№ 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз));
2)отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) отчетность в области использования и охраны водных объектов (по формам 6.1, 6.2, 6.3, утв. Приказом МПР России от 06.02.2008 г. № 30, по формам 3.1, 3.2, 3.3, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2009 г. № 205).
 
При этом действующее законодательство не содержит положений, ставящих в зависимость возникновение той или ной обязанности по представлению экологической отчетности от категории, присвоенной объекту, оказывающему НВОС.
Иными словами, само по себе присвоение объекту IV категории не освобождает его владельца от обязанности подготовки и представления соответствующей отчетности.
 
Разумеется, при этом необходимо учитывать, что экологическая отчетность, связанная с осуществлением сбросов сточных вод в водный объект, по умолчанию не имеет никакого отношения к объектам IV категории, учитывая, что неотъемлемым критерием отнесения объектов к указанной категории является отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
 
С обязанностью по внесению платы за НВОС дело обстоит совсем иначе.
 
Так, в соответствии с п. 1 ст. 16.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»:
плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
 
Итак, лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от обязанности внесения платы за НВОС.
Причем действует указанное положение, начиная с 01.01.2016 г.; полноценному применению данной нормы мешал лишь затянувшийся процесс постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет (а точнее – отсутствие в принципе долгое время процесса в этом направлении в течение 2016 г.).
 
Здесь следует обратить внимание на то, что обязательным условием освобождения от обязанности по внесению платы за НВОС является осуществление лицом деятельности исключительно на объектах IV категории.
 
Иными словами, в случае если лицо осуществляет деятельность не только на объектах IV категории (но и еще хотя бы на одном объекте, относящемся к категориям с I по III), на него возложена обязанность по внесению платы за НВОС.

Нельзя не отметить существующее мнение о том, что коль скоро лица, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от обязанности по внесению платы за НВОС, то и разработка, установление нормативов допустимого воздействия и получение разрешительной природоохранной документации «не имеет никакого смысла» (в значении «не требуется»).
Такая позиция является ошибочной, не имеет правового обоснования.
 
Следует обратить внимание, что обязанности:
— по нормированию воздействия на окружающую среду
и
— по внесению платы за НВОС
являются различными (хотя и связанными между собой в определенном смысле) экологическими обязанностями.
 
Однако предусмотренная законодателем экономическая «льгота» для лиц, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории, не освобождает таких лиц от обязанности нормирования (пусть и минимального) негативного воздействия на окружающую среду и получения разрешительной документации на оказание соответствующего НВОС.