Несанкционированная свалка ТКО
Администрацией района в рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды, утилизация и переработка отходов производства и потребления» поселениям района выделяются финансовые средства в виде иных межбюджетных трансфертов на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок.Согласно пункту 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления», а также п. 4 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее-Правила № 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение) на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами по обращению с ТКО.В силу п. 16 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:уведомить, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.Из указанного усматривается, что полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами возложены как на орган местного самоуправления, так и на регионального оператора.Отмечаем, что орган местного самоуправления самостоятельно реализовывает свои полномочия, возложенные на него законодательством РФ и в рамках закона РФ.В связи с вышеуказанным для недопущения нарушения законодательства РФ, прошу Вас дать разъяснения о заключении органами местного самоуправления муниципальных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».Вправе ли орган местного самоуправления заключать контракты на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов (в т.ч. строительных, производственных) с участниками закупки имеющими лицензию на данный вид деятельности, либо данные контракты необходимо заключать непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО как с единственным поставщиком.
Ответ специалиста:
Добрый день. В соответствии с действующим законодательством любые манипуляции с отходами, которые относятся к ТКО обязаны осуществлять только региональные операторы региона. Даже в описанном случае, осуществлять вывоз и захоронение обнаруженных отходов ТКО следует только с привлечением регионального оператора. Однако, если провести инвентаризацию отходов в указанном месте в результате которой будут выявлены отходы, не относящиеся к ТКО, то вывоз и дальнейшее обращение с данными отходами можно поручить любой лицензированной организации, не только региональному оператору. Перечень отходов, относящихся к ТКО перечислен в ФККО. Для всех отходов обязательна разработка паспортов отходов 1-4 класса опасности, проведение биотестирования отходов 5 класса опасности. Без указанных документов никто не имеет право осуществлять любые манипуляции с отходами.