Региональный оператор по обращению с ТКО
Необходимо ли рассматривать положение, предусмотренное п. 4 ст. 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления", как установленную обязанность собственников ТКО передавать ТКО исключительно региональному оператору по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами?
Ответ специалиста:
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
Надо отметить, что данное положение в теории получило два варианта толкования.
Сторонники одной точки зрения полагают, что пунктом 4 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребление» предусмотрено указание на единственный способ обращения с ТКО после их образования – передача региональному оператору на основании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Справедливости ради, скажем, что рассматриваемое положение, тем не менее:
1) не содержит непосредственное указание на порядок и особенности передачи ТКО их собственниками иным лицам;
2) не устанавливает непосредственный запрет на заключение собственниками ТКО договоров, предусматривающих передачу ТКО иным лицам (не региональным операторам);
3) не провозглашает абсолютную монополию региональных операторов на обращение с ТКО;
4) не содержит предписывающих формулировок, основанных на глаголах «должны», «обязаны».
Однако данная точка зрения, безусловно, в правоприменительной практике может занять главенствующее положение, учитывая, что одной из целей реформирования правового регулирования в сфере обращения с ТКО является централизация движения отходов в пределах территорий субъектов РФ под управлением регионального оператора.
Приверженцы альтернативной точки зрения настаивают на обозначенных выше тезисах, указывающих на отсутствие императивного «тона» у пункта 4 статьи 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Вероятно, в данном споре точку в скором времени поставит будущая практика правоприменения или возможные разъяснения органов государственной власти, участвовавших в разработке изменений, внесенных в ФЗ «Об отходах производства и потребления» Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ.